Мини-футбольный клуб КПРФ

Бесик Зоидзе: «Любовь болельщиков – одна из главных наших побед в сезоне»

Главный тренер мини-футбольного клуба КПРФ Бесик Зоидзе подвел итоги сезона,  рассказал о трансферных целях команды и о планах на будущее.

-Бесик Гурамович, после завершения финальной серии прошло довольно много времени. Чего больше сейчас – удовлетворения от «серебра» и путевки в Лигу чемпионов или разочарования от поражения в борьбе за «золото»?

-Чувство удовлетворения есть по-любому, его не может не быть. Считаю, что такой большой конкуренции как в нашем чемпионате нет почти нигде, очень многие команды претендовали на высокие места. Исходя из уровня соперников, наш результат не может не радовать. Единственное, что огорчает: спустя какое-то время все будут вспоминать финал, и главным будет то, что встречались МФК КПРФ и «Тюмень» - и выиграла «Тюмень». Так что история самого финала для нашей команды не может быть радостной. Но в целом, если брать и регулярный чемпионат и плей-офф – есть чувство удовлетворения от того, что мы все-таки вошли в историю как команда, завоевавшая медали и путевку в Лигу чемпионов. В Европе мы появимся уже с основного раунда – и это, конечно, очень хорошо.

-Вы анализировали каждый матч золотой серии по горячим следам, после финального свистка. Сейчас, спустя длительный срок, хотелось бы узнать Вашу оценку некоторых эпизодов решающих игр. Например, нашли ли Вы объяснение тому факту, что в решающих матчах МФК КПРФ, как правило, оказывался в роли отыгрывающейся стороны?

-Сейчас, когда эти матчи уже не раз пересмотрены, проанализированы, есть такое наблюдение: наша команда в несвойственной себе манере очень легко пропускала мячи. И я не могу сказать, что ребята не были настроены. Мы понимали очень высокий уровень соперника. Как правило, говорят, что финалы не бывают зрелищными. Вот и я ожидал вязкой игры и борьбы в каждом матче. В итоге были такие зрелищные поединки, что от них выиграл болельщик. Но для профессионалов, работающих в команде, тот факт, что в игре все очень быстро меняется и много забитых мячей, не мог быть радостным. Есть ощущение, что мы «играли», а помимо «играли» надо было более ответственно подходить к оборонительным действиям и к нюансам, которыми соперник отличался всегда. «Тюмень» традиционно – команда, которая играет за счет объема, он у нее выражается в завершающей фазе. Дистанция, условия завершающей фазы не всегда бывают для тюменцев комфортными, но они и в такой ситуации всегда стараются угрожать воротам. Статистически это лучшая команда по количеству ударов по воротам, она бьет с любых позиций. В каждом сочетании есть игроки с этим навыком. И мы готовились к тому, что в любой ситуации – позиционная атака, стандарт, быстрая атака – соперник будет бить. И вот с этим мы как раз не справились, в этом плане оборонительные действия должны были быть более ответственными с нашей стороны. Может быть, это было бы в ущерб красоте поединков. Мы играли сами и давали играть сопернику, а не ставили себе задачу где-то «засушить» игру, где-то действовать более прагматично. Финал получился очень зрелищным, для зрителей прекрасно – но не для нас.

«Антошкин – молодец, но в каких-то моментах условия для голов мы ему создавали сами»

-Согласитесь Вы или нет, но, вероятно, ключевой момент всей серии – злополучные две минуты в овертайме третьего матча.

-Думаю, это был переломный момент. Мы ехали в Тюмень при счете 1-1 в серии – нормальный результат для финала, где играют две сильные команды. У нас не было плохого настроения, 1-1 – рабочий счет. И вот как раз в Тюмени матчи получились такими,  о которых я сказал чуть выше: обе команды играли на результат, ждали ошибки соперника. Вязкая игра, мы уступали 0-1, сравняли. Затем свои возможности мы реализовали в очень качественной атаке в дополнительное время, Глеб Разоренов забил, использовав тот нюанс, о котором мы говорили при подготовке к «Тюмени». Мы вышли вперед, и дальше была борьба характеров, терпения, преодоления. В игре «четыре на пять» в этом сезоне мы преуспевали, статистика говорит за нас, мы преодолевали сложности этой ситуации. Да, мы пропускали, но выдержка и понимание были на нашей стороне. И вот в этом матче, за полторы минуты до конца, надо сказать, как есть: мы не дотерпели. Там и судейская ошибка была в тот момент. Но в любом случае соперник предложил игру «пять на четыре», где можно было все-таки дотерпеть. Мы ждали этого, ничего такого нового от тюменцев не было. Но, к сожалению, каждый из нас не смог вытащить из себя чуть-чуть больше, потому что финал – это преодоление прежде всего себя. Пропущенный гол отношу больше к психологии. Но больше всего расстроило в том матче, что мы в последние десять секунд потеряли разум. Побежали в такую быструю атаку, которая подразумевали либо развитие супернадежное, либо вообще не надо было в нее бежать, потому оставались считанные секунды. Грубая ошибка, фатальная, которая повлекла за собой спорный эпизод – был гол или нет. Я в этом вопросе занимаю более, чем нейтральную позицию: может был, а может и нет, но самое главное – мы допустили ошибку равноценную голу. И, наверное, в этом был ключевой момент: «Тюмень», играла дома, повела 2-1 и оказалась в шаге от чемпионства. Но в любом случае в четвертом матче мы тоже держали игру, хотя у нас и был ограниченный по разным причинам состав. Так же, как «Тюмень», могли сравнять при игре «пять на четыре»…Так что, если коротко, ключевой момент – концовка третьей игры.

- Артем Антошкин провел выдающийся плей-офф, с ним не справилась ни одна команда – в том числе и МФК КПРФ. Это только его заслуга или все же есть недоработки со стороны нашей команды?

-Огромное уважение к этому футболисту, который был лидером «Тюмени», а в этом году обрел более зрелую форму игры, выделялся в составе соперника и доказал это в финальных матчах. Но говорить о том, что феерия его голов подразумевает только его заслуги, будет чуть-чуть сомнительно. С профессиональной стороны, я считаю, что там было несколько других нюансов, почему у него эти голы получались. И однозначно это его заслуга – забитые мячи, никто не отрицает, но в каких-то моментах мы ему создавали эти условия, при которых он реализовывал свои возможности. Были голы, которые можно было не пропускать от него.

«Изменил бы некоторые свои решения в финале»

- Если бы была возможность изменить какие-то свои решения в матчах финальной серии, воспользовались бы ей?

-Однозначно, пара решений, которые я принял в течение финальной серии - я бы сейчас сделал по-другому. Очень легко сейчас говорить, а в стрессовой ситуации, когда эти решения принимаются все-таки подсознательно, все-таки основываясь на каких-то наработках в тренировочном процессе. И, когда ты принимаешь эти решения, они не могут быть вызваны только эмоциями. Однозначно нет. Эти решения я принимал совместно с тренерским штабом, в плане того, что было наработано и в тот момент, что мы чувствовали тоже. Но я не отрицаю и признаю, что было несколько решений, которые, если бы была возможность, я бы поменял и сделал бы по-другому.

- Хотя бы одно назовете?

-Назову. Наверное, я не учел все-таки во время пенальти, когда серия пошла, психологическое состояние игроков. Я не хочу конкретизировать, потому что сейчас все подумают, что это только Шакиров, но нет, я имею ввиду, что, может психологическое состояние у кого-то было лучше, и надо было его назначать. Я был уверен, что Ренат может реализовать пенальти, потому что опять мы основывались на наработках в тренировочном процессе. А также вратарские позиции. Вы видели, что мы начали менять вратарей, и эти решения могли быть тоже чуть-чуть другими. Потом уже, когда мы все это с холодной головой обсуждали, однозначно можно было по-другому сделать. Пенальти – это уже апофеоз всего, что было. В течение игры мы принимали решения, и эти решения были иногда неправильными. Но кто не ошибается....

- На первых минутах первого же матча наша команда из-за травмы лишилась Сими Сайотти.

-Да,к сожалению, потеряли игрока в начале серии. Серьезных травм в течение сезона у нас было немного, по итогам регулярного чемпионата и двух первых раундов плей-офф мы сохранили возможность варьировать состав. К финалу подошли, полностью вооружившись игроками, ни у кого не было проблем. Наоборот, это была наша головная боль – выбирать, потому что конкуренция высокая. И в этой ситуации мы потеряли игрока, который мог однозначно повлиять на эту серию с нашей стороны эффективно и результативно. Сими Сайотти мог бы внести вклад, чтобы результат был другой. Но все равно, даже когда случилась эта травма, мы понимали, что у нас состав позволяет варьировать, и по игре я не могу сказать, что мы не справлялись. Мы справлялись, но все равно Сими Сайотти с его высоким уровнем исполнительского мастерства мог бы еще добавить какую-то изюминку и головную боль сопернику.

-Насколько серьезна оказалась его травма? Каковы сроки возвращения?

-Он восстанавливается, во время отпуска, определенные задания медицинский штаб ему дал, какие-то процедуры он будет делать самостоятельно. К сезону он должен быть готов.

«У МФК КПРФ скромных задач просто не может быть!»

-Если брать весь сезон – был ли какой-то особенно сложный момент, который можно назвать «кризисным»?

-Я бы сказал, что мы стабильно прошли весь сезон. Были какие-то сложные периоды, связанные с высокой интенсивностью матчей, а также загруженностью наших «сборников». Спаренные игры не могли проходить бесследно, и были периоды, когда мы тренировались по пять-шесть человек, так было несколько раз в течение сезона. Это добавляло головной боли. Футболисты приезжали из сборных в разном состоянии, нам надо было все время адаптировать их к актуальным условиям. Несколько раз было, что игроки приезжали только за два дня до тура. В какие-то моменты удавалось проходить эти ситуации без потерь, безболезненно, но иногда мы получали достаточно большие проблемы. Так что в этом плане у нас были некоторые непростые моменты по ходу сезона. Но такого, чтобы мы не могли выйти из кризисного периода – нет, такого не было. Все трудности мы преодолевали несколько раз.

-Перед Вами и командой в этом сезоне стояла особенно амбициозная задача: выйти в финал чемпионата России и взять путевку в Лигу чемпионов. Когда лично Вам стало понятно, что выполнить ее абсолютно реально?

-Я работаю со своим тренерским штабом второй год в команде, в этом году мы дополнили уже устоявшийся состав. В первый сезон сложно адаптироваться к новому клубу. В этом году работать было гораздо комфортнее: я уже понимал какие-то детали работы в клубе, ребята понимали мои требования и игровые принципы. В тренировочном процессе было намного проще, чем в прошлом году. А задачи и в прошлом году и в этом перед нами стояли самые высокие: посмотрите наш состав, больше половины – «сборники» из разных стран. И задачи скромными просто не могут быть! На протяжении всего сезона мы были готовы жить под давлением результата, и думаю, что мы справились. Справились в первую очередь своей стабильной игрой и результатами в регулярном чемпионате. Конечно, не все было идеально, но мы выдержали эту гонку. Нам хотелось закончить регулярный сезон на первом месте, но в любом случае мы остались на комфортной «предплей-оффной» позиции. Да, игры на вылет могут сложить непредсказуемо – вы знаете, что в этом сезоне сотворили восьмая, шестая и четвертая команды. Не помню аналогов такой непредсказуемости. В любом случае, свою задачу на сезон мы выполнили, исходя из истории регулярного чемпионата.

-Кто-то из Ваших подопечных приятно удивил Вас по ходу сезона?

- Я сторонник выделять только команду: в командном виде спорта мы зависим друг от друга и, если у нас игроки каким-то образом проявляют индивидуально себя, это не значит, что это только его заслуга — это заслуга команды. Для меня основной принцип

«Слова «эгоизм» у нас почти не было»

игры - командные действия, командные решения, только они могут повлиять на общий результат. Кто сколько голов забил или сколько ярких матчей сыграл - мы понимаем, что этого не могло быть без помощи партнеров. Есть общее понимание, чем талантливый игрок отличается от великого игрока. Талантливый игрок - талантлив для себя, но если он великий игрок, если он футболист с большой буквы, то он этим талантом делится. В этом контексте наша команда себя проявила. Посмотрите, сколько матчей мы решали во второй части второго тайма – там только командной игрой можно было это сделать.

-Неужели вообще никого не назовете?

- Кто повлиял на наш коллектив правильно, придал уверенность и характер команде – это наш капитан. Я имею в виду не уровень его игры, а его харизму и командное поведение. Именно это я хотел бы отметить в Ромуло. И у него, и других были хорошие матчи и не очень. Но когда я принимал решение назначить его капитаном я прежде всего хотел, чтобы он делился тем, что у него есть. А у Ромуло есть характер игрока, который подразумевает командные действия. И мне кажется одним из позитивных моментов тот факт, что капитан соответствовал своему статусу.

-Одна из фирменных черт МФК КПРФ в этом сезоне – характер, воля, умение справляться с казалось бы безнадежными ситуациями. Как нарабатывается командный характер?

-Здесь все зависит от психологической устойчивости и человеческих качеств футболистов. Как эту устойчивость нарабатывать? Я таких упражнений не знаю. Есть много психологических тестов, мы тоже что-то пробовали, но в любом случае это не тренируется. Самое главное – отношение людей к делу. Если такие «преодоления» были - это говорит о том, что в команде собраны ребята, которые правильно позиционируют себя, они готовы пожертвовать собой ради общего результата, ради партнера. И в такой обстановке приятно работать, потому что слова «эгоизм» у нас практически не было. Психологическое состояние игроков всегда подчинялось общему результату. Могу сказать только слова благодарности ребятам, что они до последнего бились, д конца старались доиться максимального результата. Надеюсь, все, что было в этом году - все в совокупности позитивные моменты - помогут нам в будущем добиваться других результатов. Лучших!

-Вы – один из самых эмоциональных тренеров Суперлиги, вне зависимости от того, что происходит на площадке. Где находите силы, чтобы все время быть на таком уровне эмоций?

-Здесь ячуть-чуть не соглашусь. По себе знаю, что я намного эмоциональнее себя вел раньше, чем в этом сезоне, сто процентов, даже не сомневаюсь в этом. Да, я эмоциональный человек, это мои грузинские корни, генетика, ничего не могу с собой поделать. Я так реагирую, я так живу, я также живу и тренировками, и теоретическими занятиями, и в общении с игроками, я проявляю эмоции и самое главное, что я не обманываю никого, не копирую никого. Я не делаю то, что несвойственно мне. Но подчеркну, что все-таки, если говорить про поведение во время матча и реакции на

«Хотим усилить МФК КПРФ двумя игроками. Они – лидеры сборных и своих национальных чемпионатов»

игровые ситуации, в этом сезоне я сам задал себе задание – быть более спокойным. Почему? Потому что эмоции все равно мешают видеть игровые ситуации и принимать правильные решения. Хотя, все равно не отрицаю, что я с этими эмоциями живу, я их иногда сдерживаю, но пока буду работать, никогда меня никто не сможет увидеть каким-то чересчур спокойным, потому что это не мой характер.

-В следующем сезоне МФК КПРФ предстоит пережить новый для себя опыт – выступление в трех турнирах: Суперлига, Кубок России, Лига чемпионов. Насколько нынешний состав готов к такой нагрузке? Какое усиление Вам хотелось бы видеть?

- Да, добившись высокого результата, мы преумножили соревновательный период такой изюминкой, как Лига чемпионов. Это то, к чему стремится любая команда. Понимаем, что участвовать и ставить максимальные задачи во всех трёх турнирах - это требует, кроме правильной подготовки и рационального распределения своих возможностей, количественного и качественного усиления.Процесс идет, в плане селекции он никогда не останавливался. Но благодаря попаданию в еще один турнир, он стал более актуальным и оправданным. Надеюсь, что вместе с руководством мы примем те решения, которые усилят нас и количественно и качественно во благо результата.

-Если бы Вы могли усилить состав МФК КПРФ одним, любым игроком, кто бы это был?

-Если я назову такого игрока, все подумают, что мы как раз его и будем брать. Но я вам так скажу: те, кого мы хотим видеть в МФК КПРФ – лидеры своих команд.  Эти два игрока - футболисты сборных и лидеры в своих чемпионатах. Надеемся, что нам удастся все-таки с ними договориться и усилить нашу команду.

-Совсем недавно команда провела встречу с болельщиками. Что запомнилось больше всего?

-Все было очень позитивно, а главное – это была абсолютно естественная ситуация. В каких-то других ситуациях болельщики, бывало, стеснялись или еще что-то, теперь же был потрясающе теплый контакт. Мне это очень понравилось. Думаю, наши футболисты заслужили это уважение, эту любовь от болельщиков своим отношением к делу. Финальные игры были очень яркими, они влюбили в команду много людей, даже нейтральных, которые никогда нашей команде не симпатизировали. Я это чувствую, мне люди из разных сфер говорят – «у вас такая команда!». Все это заслужили ребята, а встреча с болельщиками только подтвердила. Мне кажется, это и есть самая главная наша победа. Мы очень хотели выиграть золотые медали, но один из успешных шагов – завоеванная любовь болельщиков. Если мы будем сплачиваться вместе с болельщиками так, как на финальных матчах – мы будем очень сильными!

 

«Все, что происходит с нами – уникальная история»

-Самый успешный сезон в истории нашего клуба завершен.

-В очередной раз благодарен свое команде, нашему клубу. Все, что происходит с нами – уникальная история. Она творится и со мной как с главным тренером. Очень хотелось бы, чтобы эта история была успешной, для этого мы приложим все усилия в следующем сезоне. В нашем клубе происходит много всего интересного, мы не стоим на месте. Надо расти, надо воспитывать молодежь, надо добиваться результатов. В связи с этим – огромные слова благодарности нашим руководителям. Они делают все для того, чтобы наш клуб рос и развивался. Впереди – отпуск, для руководства работа не прекращается, а футболистам я хочу пожелать полноценного отдыха общения с семьями, успешных поездок в свои родные страны.

-Свой отпуск Вы уже распланировали?

-Естественно, тоже хочу поехать на свою историческую родину, отдохнуть с семьей, повидать родственников. Но всё-таки я планирую свой отпуск на две части поделить. Это первая часть - отдых, а вторая – такой творческий отпуск в виде стажировки. Хотелось бы куда-то поехать, слава Богу, по всему мини-футбольному миру много друзей. Хочется пообщаться, что-то увидеть, почерпнуть какие-то нюансы из других стран и чемпионатов. Скажем так – прочитать еще одну книгу (улыбается). В нашей профессии всегда есть, что посмотреть и чему научиться. Но это будет уже конец отпуска, после этого можно будет окунуться в работу и продолжить наш путь.

-Когда команда выйдет из отпуска?

-В конце июля. Сначала будут сборы, потом подготовительный турнир. Возможно, еще какие-то товарищеские игры.

-Кому персонально посвящаете достижения МФК КПРФ в минувшем сезоне?

-У каждого человека есть мечты. Как и любой из нас, я думал о том, кому посвящу победу, если мы выиграем «золото»…В этот раз не удалось, но мы совершенно спокойно понимаем, что проходим определенный путь, от результата к результату, и эти серебряные медали – серьезный шаг и огромная заслуга наших близких людей. Это наши семьи, родственники, друзья. Если говорить обо мне – у нас в семье родился внук, все эмоции посвящены ему. Надеюсь, что дед когда-нибудь (улыбается)…В общем, то, о чем я мечтаю – ради него все-таки сделаю!